Эта статья будет полезна всем, как разработчикам сайтов, так и владельцам бизнеса, а также маркетологам. Правильно оформленный и наполненный понятной и полезной информацией сайт медицинской клиники не только информирует пользователей о доступных услугах, но и обеспечивает связь с клиентами, партнерами и гос. органами.
Почему это важно?
Согласно законодательству Российской федерации, а точнее, законам «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ, № 326-ФЗ), медицинские организации обязаны информировать граждан о своих услугах любым доступным способом, в том числе, и с помощью официального сайта. Согласно постановлению правительства № 1006 от 4 октября 2012 года, если организация осуществляет платные медицинские услуги, то она “обязана предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию”, то есть, каждая медицинская организация, которая осуществляет платные услуги, обязана иметь свой сайт.
У Роскомнадзора и Роспотребнадзора есть свои требования, которые организация обязана учитывать при разработке и наполнении сайта.
Поисковые системы с особенной осторожностью и строгостью относятся к сайтам медицинской тематики или околомедицинским ресурсам, которые подпадают под определение YMYL ("Your Money or Your Life", что переводится как «Ваши деньги или Ваша жизнь»). В эту категорию входят сайты тех тематик, которые признаны влияющими на благополучие человека. Разумеется, к ним относятся сайты медицинских организаций.
Страницы и разделы на сайтах клиник, больниц и прочих медицинских учреждений оцениваются по трем критериям E-A-T:
E (expertise) — экспертность,
A (authoritativeness) — авторитетность,
T (trustworthiness) — надежность.
Если в ходе проверки выясняется, что какая-либо страница не соответствует этим трем критериям, ее позиция снижается в поисковой выдаче, а за ней и весь сайт. Плюс ко всему, дополнительной оценкой сайтов медицинских учреждений занимаются в Роспотребнадзоре и Роскомнадзоре. Любые нарушения и недочеты грозят штрафными санкциями.
Основные документы
На этапе разработки и наполнения контентом сайта медицинской организации, необходимо принимать во внимание требования, указанные в следующих документах:
- Федеральные законы № 326, № 323, № 392 от 29.11.2010, 21.22.2011 и 05.12.2017 соответственно.
-
Приказы Минздрава РФ № 956н от 30.12.2014, №201н от 04.05.2018.
-
Приказ ФФОМС № 36 от 28.02.2019.
-
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 15 марта 2017 г. N 21-5/10/2-1757.
В вышеперечисленных законах и приказах содержатся необходимые требования, с указанием, что организация обязана разместить на сайте, и как правильно распределить эти сведения по разделам. Нарушение этих требований влечет наказание в виде предупреждений и штрафов.
Что обязательно должно быть на сайте
Сведения о лицензии
Разрешительные документы — это первое, на что обращают внимание проверяющие органы и поисковые системы. Документы должны быть легко доступны для каждого пользователя. К основным документам относятся:
- номер лицензии;
-
перечень видов медицинской деятельности;
-
контактные данные органа, выдавшего документ.
Документ «Политика обработки и защиты персональных данных»
Частой ошибкой на многих сайтах является то, что они не имеют этого функционала или имеют, но не заполняют страницу с информацией о персональных данных.
Требование регулируется Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Если на сайте клиники посетителю не предоставляется возможность дать согласие на обработку данных, то владельцу ресурса грозит штраф от 15 до 75 тыс. рублей.
В данном случае не работает логика, раз оставляют данные — значит согласны.
Сведения о медорганизации
Следующая информация обязательно должна быть на сайте:
- полное название медицинского учреждения с расшифровкой аббревиатур;
-
дата государственной регистрации;
-
сведения об учредителе;
-
контактные данные учреждения: номер телефона, почта, точный адрес расположения, юридический адрес;
-
адреса и номера телефонов филиалов, подразделений и корпусов;
-
сканы лицензий и других документов;
-
график работы основного учреждения, а также филиалов и подразделений;
-
виды медицинской помощи, которые оказывает организация;
-
возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий;
-
о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи;
-
о показателях доступности и качества медицинской помощи;
-
о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации;
-
о правилах записи на первичный прием;
-
о правилах подготовки к диагностическим исследованиям;
-
о правилах и сроках госпитализации;
-
о правилах предоставления платных медицинских услуг;
-
о перечне оказываемых платных медицинских услуг;
-
о тарифах на медицинские услуги.
Помимо вышеизложенного списка, на сайте должна быть информация со ссылками на надзорные органы, чтобы каждый посетитель сайта мог легко понять, в какие органы ему можно обратиться.
Если учреждение оказывает первичную медицинскую помощь, то на сайте должна быть представлена информация о сроках, этапах и условиях прохождения диспансеризации.
Информация о сотрудниках
На сайте медицинской организации в открытом доступе должна быть следующая информация о медицинском персонале:
- ФИО;
-
точное название должности, которую занимает специалист;
-
график приема и порядок записи на диагностику, консультацию, прием;
-
сведения об образовании.
Перед размещением информации о сотрудниках на сайте, Вам необходимо получить от каждого разрешение на размещение информации о нем на сайте. Информация о сотрудниках может быть размещена в отдельном документе для скачивания или в соответствующей странице в виде карточек специалистов.
Информация о платных услугах
Этот пункт мы описывали выше, но решили рассказать о нем более развернуто, так как он требует внимания. Если у учреждения есть платные медицинские услуги, то на сайте обязательно должны быть:
- список доступных услуг,
-
прайс-лист,
-
информация о порядке предоставления услуг,
-
информация о способах оплаты.
Также в соответствующем разделе должны располагаться сведения о сотрудниках, участвующих в предоставлении платных услуг, а также график их работы.
Структура сайта
Согласно требованиям Минздрава, у сайта должна быть облегченная навигация. Этого можно добиться благодаря карте сайта, размещенной в подвале или в меню сайта.
Второй важной частью требования в навигации сайта - это наличие версии для слабовидящих посетителей сайта.
Выводы
К разработке или редизайну действующего сайта медицинской организации нужно подходить серьезно, здесь нужно учитывать не только хорошо продуманный дизайн и юзабилити, но и все требования законодательства РФ. Многие разработчики не интересуются нормами и делают сайт “красивым”, надеясь что Заказчик не заметит расхождений с Законодательными требованиями. Уже после ввода в эксплуатацию Заказчикам часто приходится дорабатывать сайты, приводя их в соответствие с законами РФ.
Наша команда точно знает, как важно соблюдать все требования при разработке сайтов. Медицинские сайты, разработанные нами, всегда проходят проверку и занимают высокие позиции в поисковых системах. Удобная структура и грамотное наполнение, которое находятся в приоритете, повышают лояльность пользователей.